Анализ образования отходов производства в МО
Московская область – одна из самых урбанизированных территорий нашей страны. Согласно статистическим данным, сейчас здесь находятся тысячи промышленных предприятий, славится регион также развитой транспортной системой (через область проходит несколько крупнейших автомобильных магистралей и железнодорожные пути). Особо остро в регионе стоит проблема образования отходов производства и потребления.
Трудности в данной области довольно глобальные, первые проблемы возникают уже на стадии сбора мусора, они сопровождают каждый этап.
Согласно предоставленной природоохранными организациями информации, ежегодно в регионе образуется и накапливается более 20 миллионов тонн отходов, из которых 5 тонн приходится на ТБО, образованные населением, еще 2 тонны – отходы, связанные с содержанием сельскохозяйственных животных.
В последние несколько лет в Москве и области наблюдается четкая тенденция – количество отходов, образованных в результате жизнедеятельности человека и при производственных процессах, неумолимо увеличивается в среднем на 3% каждый год.
Много мусора складируется на площадях промпредприятий, некоторые отходы сбрасываются в неположенных местах, в результате чего образуются стихийные свалки, вызывающие повсеместное загрязнение воды и почвы.
Актуальная информация о количестве отходов, которые образуются и складируются на территории области, отсутствует и в средствах массовой информации.
Нет в области и единой документации, где размещалась бы подробная информация, касающаяся мусора. Для оценки реальных масштабов проблемы необходимо составление сравнительных таблиц, в которых все данные будут отсортированы в удобном виде. Предлагается сортировать информацию в таблицах в зависимости от класса мусора, от возможности переработки отходов во вторичное сырье.
Какие методики используются для утилизации отходов
На данный момент в регионе практикуется наиболее не экологичный метод утилизации отходов – захоронение. Мусор со всей области собирается в специальные контейнеры и отвозится на свалку, где попросту складируется. Стоит отметить, что большинство московских свалок просто не оборудованы под захоронения отходов, в итоге продукты гниения и разложения мусора легко проникают в воды близлежащих водоемов, а также загрязняют атмосферный воздух.
Согласно официальной документации, сейчас на территории Московского региона работает 89 свалок, при этом только 58 открыты официально, все отходы на них размещаются в рамках положений природоохранного законодательства.
Из 89 свалок разрешительные документы на обращение с отходами присутствуют у 37 свалок, 41 свалка работает с явными нарушениями действующего природоохранного законодательства, 7 свалок были закрыты из-за превышения лимита принятых отходов, еще 16 полигонов нужно будет закрыть из-за исчерпанного ресурса уже в ближайшие 2 года.
Проблема с размещением отходов осложнена в южном районе Московской области. Именно здесь располагается большинство полигонов, которые истощат свой ресурс уже через пару лет.
На фоне с 89 свалками, работающими в официальном режиме, в регионе образованы тысячи несанкционированных мест, где мусор сбрасывается незаконно. Несанкционированные мусорки находятся вблизи промышленных предприятий, небольших поселений, где не организован централизованный вывоз мусора.
Образование мест для неофициального сброса отходов привело обострению экологической обстановки в регионе. Особо загрязненными считаются земельные участки, расположенные вдоль автомобильных магистралей и железнодорожных путей.
Уже сейчас есть предпосылки к тому, что через несколько лет в регионе создадутся неблагоприятные условия для проживания населения, произойдет истощение природных ресурсов. Крайне важно своевременно отреагировать на проблему и начать проводить в регионе ряд мероприятий, которые помогут стабилизировать ситуацию в области, не допустить развитие экологической катастрофы.
Как улучшить ситуацию с отходами
Существующие на данный момент проблемы с мусором в Московском регионе во многом связаны с несовершенством законодательства в области обращения с отходами. Нет четких руководств для сотрудников местного самоуправления, не доработана нормативная база, регулирующая наказания для нарушителей.
Начинать решение проблем стоит с усовершенствования действующей нормативной базы. Необходимо внедрить в законодательство положения, четко регулирующие вопросы обращения с отходами. Действовать необходимо сразу на нескольких уровнях.
В региональном масштабе должны быть предприняты следующие действия:
- Уменьшить размер налогов, которыми облагаются предприятия, предоставляющие свои услуги в области переработки отходов во вторичное сырье;
- Предоставлять компаниям государственные заказы на продукцию, которая получена из вторичного сырья;
- На законодательном уровне закрепить взаимодействие всех областных субъектов власти в сфере работы с мусором.
В муниципалитетах должны быть проведены следующие мероприятия:
- Разработка и принятие схемы, которая будет регулировать периодическое проведение санитарной чистки в муниципалитете от скопившегося мусора;
- Введение правил для автоматизированного контроля за решением любых вопросов в области обращения с отходами вне зависимости от их класса;
- Разработка правил, регулирующих разделение отходов на виды;
- Разработка правил, касающихся сбора, хранения, утилизации различных видов.
Как улучшить экологию в регионе
Специально разработанная, регулирующая вопросы обращения с отходами, позволит стабилизировать экологическую обстановку в области и не допустить обострения. Программа будет базироваться на принятии мер, которые помогут сократить объемы мусора, образованного в результате жизнедеятельности человека и производства, поощрение работы предприятий, которые перерабатывают мусор и выпускают вторичную продукцию, направление государственных и иностранных инвестиций в регион, государственная поддержка компаний, соблюдающих экологические требования.
Еще один важный этап – борьба с существующими свалками и создание современных полигонов для размещения мусора. В Европе уже несколько лет практикуется установка на подобных территориях специальных очистных сооружений, которые не дают образовывающимся вредным веществам в процессе разложения и гниения отходов приникать и загрязнять различные среды.
Реализация программы для улучшения обстановки с мусором в регионе предусматривает несколько нововведений:
- Создание органа государственного управления, в полномочия которого будет входить строгий контроль за соблюдением правил и нормативов в области обращения с отходами;
- Разработка тарифной сетки для компаний, образовывающих мусор, размер платы будет зависеть от объемов мусора и его опасности;
- Начиная со школьного возраста у детей должна формироваться экологическая культура, которая поможет обращаться с отходами правильно с минимальным вредом для природы;
- Формирование единой отчетной документации, в которой будут указываться места размещения отходов, количество образованных отходов того или иного вида, обмен информацией с другими регионами;
- Разработка единой схемы сбора и сортировки отходов в зависимости от их вида и степени опасности для окружающей среды.
Раздельный сбор отходов
Согласно статистическим данным, в составе твердых бытовых отходов присутствует около 35% органических отходов и 25% бумажных отходов, остальная часть приходится на деревянные, стеклянные, кожаные, резиновые, металлические и прочие отходы. Данные приблизительные, они меняются в зависимости от региона и области.
Разделение отходов в зависимости от их типа позволит улучшить экологическую обстановку в регионе за счет того, что большое количество компонентов ТБО будет направляться не на захоронение, а на переработку и вторичное использование.
Чтобы привлечь население к раздельному сбору отходов, необходимо:
- Устанавливать на территории жилых кварталов не единые контейнеры, а специализированные для сбора стекла, пластика, бумаги и органики;
- Открыть в регионах несколько пунктов, где будут принимать от населения пластиковые, стеклянные и бумажные отходы;
- Для удаленных регионов организовать передвижные пункты для сбора отходов.
Важно правильно подбирать места для размещения пунктов сбора вторичного сырья. Предпочтительнее выбирать густонаселенные районы, при этом на каждые 15 тысяч населения необходимо организовывать один пункт приема.
Что касается передвижных пунктов сбора разделенных отходов, то маршрут их передвижения можно организовать в удаленных сельских регионах.
Проблема чрезмерного образования отходов производства и потребления в Московском регионе уже через несколько лет может спровоцировать серьезную экологическую катастрофу. Необходим комплексный вопрос к решению проблемы на различных уровнях. Необходимо не только бороться с несанкционированными свалками на территории региона, но и предпринимать меры по улучшению существующих санкционированных свалок в регионе, которые редко работают в рамках природоохранного законодательства. Если правильно подойти к организации полигона для бытовых отходов, можно не только защитить природу от загрязнения, но и получить практически бесплатную тепловую энергию и электричество.